Сад ДушВ местечке Салантай (Литва), недалеко от Паланги расположен хутор, где находятся сотни созданных Вилюсом Орвидасом скульптур. Будучи в третьем поколении каменотесом и скульптором надгробных памятников, Вилюс стал создавать скульптуры не только на темы католического христианства, но и буддизма, индуизма, язычества, шаманизма, мистических традиций, астрологии. Он прожил короткую жизнь (1952-1992) и умер, поднимая очередной камень, из которого он хотел освободить еще одну душу.
Он тащил в свою усадьбу то, что другим в те времена казалось хламом: предметы старины, реликты деревенского быта, ненужные детали, изломанные мраморные плиты. Вилюс был глубоко религиозным человеком (кстати, незадолго до смерти в 1989 г. он стал монахом-францисканцем и выбрал имя Габриель). И камни в его сознании глубоко и причудливо переплелись с христианством: он не видел одного без другого. И усадьба начала превращаться в огромную мастерскую, где под солнцем и проливным дождем творились чудеса. Ощущение присутствия Старых Богов и шаманских духов в усадьбе как минимум не меньше, чем Христа. Когда ходишь по этому переплетению камней и деревьев, невозможно не проникнуться ощущением великой тайны.
Как традиционный, живущий на хуторе, на земле, литовец-католик, каменотес-ремесленник стал мастером космического природного стиля, создавшим уникальный, нераздельный от земли «Сад душ»? Какие жизненные события и внутренние задачи привели его к осуществлению этой миссии?
Истинный смысл и громадная общечеловеческая ценность творчества Вилюса Орвидоса не поняты до конца даже на его родине и почти неизвестны в мире. Между тем, оно является одним из наиболее ярких выражений «космического творчества», который среди литовцев в музыке и живописи выражал до него лишь Микалоюс Чурленис.
Вилюс Орвидас является редчайшим скульптором-садовником и его «сад скульптур общечеловеческой души» — это уникальное творение, которое по своей красоте и значимости для человечества должно бережно сохраняться для всех последующих поколений как величайший пример освобождения через творчество во вселенную духа! Нигде в мире не найти другого примера столь прекрасного и органического единения природы и скульптуры. Если Микеланджело «удалял из камня лишнее», то Вилюс преобразует камень, как бы освобождая его от материальной оболочки, но сохраняя его связь с природой и землей.
Жизнь и творчество Вилюса Орвидаса дает нам новые возможности для понимания глубочайших философских и гуманитарных вопросов, связанных с сущностью русского космизма, целительной силы искусства и арт-терапии и сущностью современных общечеловеческих проблем, их истоками и путями решения. «Сад душ» является одним из важных источников для понимания проблемы Другого и общечеловеческого архетипа Тени.
1.
http://vmaykov.ru – Именной сайт Владимира Майкова с информацией о всех его программах и расписаниях.
2.
https://homorealitas.ru - Авторские программы и фильмы Владимира Майкова по развитию и творчеству.
3.
https://grof-legacy-training.ru - Сайт тренинга "наследие Грофа".